Мир снов
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Мир снов

Форум для изучения осознанных сновидений
 
ФорумФорум  ВиджетыВиджеты  ПоискПоиск  РегистрацияРегистрация  ВходВход  

 

 Вопросы сознания. Сознание-время

Перейти вниз 
АвторСообщение
sashka

sashka


Сообщения : 2966
Дата регистрации : 2017-10-18

Вопросы сознания. Сознание-время Empty
СообщениеТема: Вопросы сознания   Вопросы сознания. Сознание-время 4empty10Ср Дек 13 2023, 11:54

Хорошо, продолжаю тему на уже новом месте.  Старая, переименованная тема  пусть останется для комментариев к этой теме.  Это нисколько не делает ее менее важной для обсуждаемых вопросов, поскольку известно, что  комментарии к теме часто бывают даже более важны и информативны по сравнению с самой темой.

Напоминаю, что в этой теме предполагается обсуждение вопросов, касающихся работы сознания и для изучения этого вопроса я обращаюсь к трансцендентальной феноменологии  как показавшейся мне наиболее полно раскрывающей эту тему, а конкретнее, буду идти по книге Э. Гуссерля «Картезианские медитации» ( само собой, адекватность передачи смысла будет соответствовать общему уровню моего понимания предмета, содержания книги, и личной подготовки в плане внутреннего опыта).

Встает вопрос: зачем нам это нужно? И так же все понятно. Есть опыт, есть очевидные вещи, есть наука, в конце концов. И даже если чувственная очевидность опыта может вызывать сомнение, то доказанная наукой,  уж точно будет истинной.   Тогда зачем нам плодить все эти лишние знания, если в деле достижения истины они может быть не так уж и важны. Есть же науки, которые и так стремятся к истине. И может быть, рано или поздно они ее найдут, эту истину...  

Но как показывает время, история науки – это постоянная череда успехов и кризисов, а истина, по-прежнему, где-то рядом.

...Величайшим достижением Декарта было еще осознание того факта, что науки сами по себе не самостоятельны и им необходим объединяющий их принцип – подлинная наука, философия, возведенная на абсолютном основании.  И таким основанием, по мнению Декарта, является Ego cogito. А в качестве метода, инструмента познания выступает  чистое  Ego, т.е.  очищенное от любых значимых для него и усвоенных прежде познаний.  

*Прежде чем продолжить дальнейшее рассуждение о важности познания именно с позиции Ego cogito, хотелось бы остановиться на некоторых моментах относительно чистого «Я».

vasilisa, Mymkin и Ивия поставили лайк

Вернуться к началу Перейти вниз
sashka

sashka


Сообщения : 2966
Дата регистрации : 2017-10-18

Вопросы сознания. Сознание-время Empty
СообщениеТема: Re: Вопросы сознания. Сознание-время   Вопросы сознания. Сознание-время 4empty10Ср Дек 13 2023, 12:48

Так вот, когда зародилась идея о необходимости создания подлинной, универсальной науки, то тут же встал вопрос и о первоначале этой науки как абсолютного основания.

И как так получилось, что этим основанием стало "Ego cogito, ergo sum"?  А получилось вот как: Декарт шел методом от сомнения. Этим обрушивались все науки, достигалась "нищета познания". Убиралось все, что можно подвергнуть сомнению. В терминах логики, наверное, можно сказать, что все, что имеет свое отрицание, можно смело подвергнуть сомнению.  Собственно, этим отрицанием оно и подвергается этому сомнению.

И вот еcли таким образом взглянуть на «Ego cogito», то вдруг обнаруживаешь, что это как раз то, относительно которого мы не можем представить себе его отрицание. Поскольку как только мы пытаемся его себе представить, как в дело снова вступает то же самое Ego cogito.  А иначе чем нам его еще себе представлять?  И тогда что получается? А получается, что Ego cogito – это то самое, что не имеет себе отрицания. А раз оно может быть только в положительном значении, значит оно абсолютно.

Но это если смотреть на это с точки зрения логики. Но «нищета познания» как условие достижения Ego cogito предполагает обрушение всего познания, в том числе и логики.
Но и на самом деле, в момент достижения Ego cogito рушится и логика в том числе.

И для этого я должна привести небольшой пример из практики.

Mymkin поставил(а) лайк

Вернуться к началу Перейти вниз
sashka

sashka


Сообщения : 2966
Дата регистрации : 2017-10-18

Вопросы сознания. Сознание-время Empty
СообщениеТема: Re: Вопросы сознания. Сознание-время   Вопросы сознания. Сознание-время 4empty10Ср Дек 13 2023, 14:09

Мне было где-то 4 с половиной. Зимним вечером  тетя забрала нас  сестренкой из садика и мы возвращались домой. Недалеко от дома мы проходили через пустырь и я немного отстала от них. Я остановилась и подняла голову в небо. Мне показалось, что все мироздание, включая меня, находится в животе у какого-то Существа.  И тут я впервые в жизни подумала о смерти. Я подумала: что такое смерть? Что будет, если меня не будет?  Я смотрела в высокое зимнее небо, вглядываясь в крохотные звездочки. И тут вдруг внезапное пронзительное как озарение-осознание:  Я есть. И, видимо, в контексте вызвавшей это состояние мысли оно еще  осознавалось как Я есть ВСЕГДА.   Я подумала: Ну как же так? Если «я есть всегда», то тогда как же меня может не быть? Мне показалось это каким-то несоответствием,  смешным нелепым  недоразумением, нелогичностью. Мне и вправду стало так смешно, что я засмеялась. Тетя с сестренкой ушли далеко вперед, а я все стояла на пустыре, задрав голову в небо, и смеялась

Потом, когда позже вспоминала этот случай (а память о нем практически в деталях), то при всей его простоте, все равно что-то оставалось для меня в этом неясным. Словно, какую то часть, как связку, я упускаю в понимании. Теперь для меня эта ситуация более менее прояснилась:  
В момент переживания «Я есть» – есть только одно само переживание. Поэтому логики там никакой нет. Поскольку переживающий и переживаемое составляют одно целое.  Логика появляется в следующий момент – когда возникает рефлексия. И вот это очень важно. Потому, что без рефлексии никакое познание неосуществимо вообще.

Далее, как только возникает первая рефлексия, сразу появляется осознание, и это, в данном случае осознание «Я есть» возникает как логическое утверждение, высказывание. Но поскольку, это  было  переживание чистого «Я» (так как попытка отрицания «я» (через представление его небытия, скажем так) привела к одновременному отказу всего, что было с ним связано), то вот это таким образом редуцированное «я» (то самое Ego cogito)  является как раз тем первым началом, основанием для познания.  И вот это вот высказывание «Я есть ВСЕГДА» означает только одну логическую посылку: оно не имеет своего отрицания. «Я есть всегда» – это абсолютно.

А когда высказывание не имеет своего отрицания, то мы говорим о логике первого порядка.  Или как еще называют: логика предикатов, квантовая логика, исчисление предикатов первого порядка.

То есть, чистое «Я», «Ego cogito» можно еще характеризовать как допредикативное состояние.

*Предикат – это, коротко приблизительно, связь или взаимосвязь, порождающее смысл, отношение или какое-либо суждение по поводу с предметом связи.

То есть, допредикативное состояние, не имеющее логики, в первый момент возникновения рефлексии сменяется на состояние логики первого уровня.

*Интересно, что в области унарной, в частности, монадической логике первого порядка, есть исследование Библии. Автор исследования приходит к выводу, что она построена на унарной логике.
«…Это логика с одним состоянием, только 1, где ноль неизвестен. ..Без нуля действие не может быть остановлено и, следовательно, вечно... Без нуля невозможен разрыв между минимумом и максимумом, поэтому его измерение замкнуто в виде круга, а действие следует периодическому процессу…».

vasilisa, Mymkin, dragonsinger и Ивия поставили лайк

Вернуться к началу Перейти вниз
sashka

sashka


Сообщения : 2966
Дата регистрации : 2017-10-18

Вопросы сознания. Сознание-время Empty
СообщениеТема: Re: Вопросы сознания. Сознание-время   Вопросы сознания. Сознание-время 4empty10Чт Дек 14 2023, 09:39

(4) *посты буду нумеровать

Изначально темпоральное и рефлексивное «Ego Cogito» как абсолютное основание для всех последующих логик наследует в состояние первой логики неопределенность и темпоральность с рефлексивностью, соответственно. В свою очередь, первая логика наследует в последующие n-мерные логики  свойства бесконечности  и нелокальности  (поскольку,  «всегда» и просто «я есть»  – это абсолютные категории), с учетом предыдущих свойств, конечно. Все эти свойства составляют основу для конституирования сознания: как основы всех его фундаментальных функций и работы в целом. Нечто вроде функциональной архитектуры. Переход к состоянию первой логики происходит скачком.

Может быть, есть и еще свойства (к примеру, свойство наследования), не знаю. А что касается свойств темпоральности, рефлексивности,  бесконечности и перехода «скачком», то ниже приведу пример из практики.
Вернуться к началу Перейти вниз
sashka

sashka


Сообщения : 2966
Дата регистрации : 2017-10-18

Вопросы сознания. Сознание-время Empty
СообщениеТема: Re: Вопросы сознания. Сознание-время   Вопросы сознания. Сознание-время 4empty10Чт Дек 14 2023, 10:40

(5)

*Опыт описывала ранее в своей теме неОСов: "Дневник НеОСов Сашки "На краю вечности" ( Страница 2 10 Пн Фев 27, 2023 7:38 am)
Сюда выкладываю практически полностью.


" ...Позавчера проснулась в благоприятное время (ближе к утру) и решила сделать практику.

Сейчас у меня по плану должна быть практика, связанная с исследованием вопроса о возникновении восприятия сознанием пространства. Для этого решила познакомиться с феноменологическим учением о пространстве Э. Гуссерля. По отсылкам некоторых исследователей его философии взяла за основу книгу Гуссерля «Вещь и пространство».  (Книгу, правда, только только начала читать, и думаю что по ходу еще она мне многое подскажет для практики).

Гуссерль в исследовании сознания придерживается принципа феноменологической редукции (это процесс освобождения (максимального абстрагирования) сознания от натуралистической установки), что в общем совпадает с моим подходом к практике, поскольку я стараюсь получить опыт, стараясь удерживать восприятие в точке бескачественности. То есть по сути, тоже отделив сознание от всевозможных влияний и побочных переживаний.

В этот раз, переместившись и закрепившись в этой точке, а также интенционально (внутренним намерением) задав себе ориентир на ожидание появления пространства в восприятии, сосредоточилась на концентрации переживании-себя в этой точке.
В такого роде опытах самое главное не съезжать с точки, или вовремя ловить себя и возвращать обратно, поддерживать бескачественность и дальше просто ждать. И потом либо отрубишься незаметно либо получишь опыт.

В этот раз мне удалось дождаться опыта. Первоначально был небольшой дрейф, но старалась удерживаться на нужной концентрации. Через какое-то время внутренний экран стал определенно темным. Потом на этом фоне разглядела сначала одну тускло светящуюся точку. Я удерживала взгляд на точке и вдруг словно листок соскользнул вниз с этой точкой и вместо этого уже на экране появились две точки. Дольше больше – точки пошли одна за другой, располагаясь точно по окружности по часовой стрелке.

рисунок 1
Вопросы сознания. Сознание-время 810


Пройдя таким образом полный круг, все исчезло, а вместо этого на темном фоне появилась светящаяся окружность. Она напоминала собой полное затмение солнца. Я продолжала просто наблюдать... Установился светлый экран. Свет не был ярким, он был ровным, комфортным. Через какое то время на этом светлом фоне стали появились сероватые, мягкие по тону, неровные продольные пятна, области.

рисунок 2
Вопросы сознания. Сознание-время 910

Все это немного напоминало статичное облачное небо в пасмурный день. Но только очень приближенно. По сути, это было просто смешение светлых и серых пятен. Но вдруг одновременно с этим образом у меня возникло чувство радости. Это была не сильная, не слабая, но простая (одинарная) и вместе с тем отчетливая эмоция радости. Я смотрела на образ и в этих пятнах было что то еще, но я не сразу поняла…

Потом вышла из состояния и первое что пришло в голову, что в последнем образе где то в просвете между пятнами было едва заметное, но устойчивое ощущение если не самой глубины, то некоего предела «глубины» в этом образе. Как границы восприятия.  Причем это ощущение лежало только впереди, по линии восприятия образа (вперед-от-себя).

Позже днем обдумывала опыт и вспомнила, что у Гуссерля было такое понятие как горизонт сознания. Я поискала ответ и вот, на мой взгляд, наиболее подходящее по смыслу место из определения этого понятия к моему опыту: «Восприятие любой вещи всегда происходит во внутреннем и внешнем горизонтах. Внутренний горизонт вещи – это круг подразумеваемых, но еще не раскрытых ее определений, круг “определимых неопределенностей”. “Позади” внутреннего горизонта разворачивается внешний горизонт вещи, образуемый со-присутствием других вещей. Все частные горизонты органически сливаются в единый тотальный горизонт, который мы именуем “миром”.»

То есть «внутренний горизонт» переживания в любом случае лежит в основе «конституирования» сознанием мира.  Могу ли я рассматривать возникшее в опыте восприятие предела в качестве предвестника глубины этого образа, а значит как предпосылки возникновения переживания пространства?
Если учесть, что, по мнению некоторых исследователей, Гуссерль само возникновение в сознании переживания пространства связывал с переживанием телесности. А к примеру другой философ-феноменолог связывал это с переживанием кинестезии.
К слову, мысли насчет связи пространства с телесностью или с ощущением собственного  движения возникали ранее и у меня. В результате практики или размышлений.

Но теперь,  в свете последнего опыта, я  задаюсь вопросом: возможно ли что в основе всякого пространства лежит именно это первичное переживание горизонтального предела в восприятии? А уже все остальные дополнительные направления (стороны) пространства пришли как раз от телесности, движения. В общем, вопрос будет ждать своего ответа."

vasilisa, Mymkin и Ивия поставили лайк

Вернуться к началу Перейти вниз
sashka

sashka


Сообщения : 2966
Дата регистрации : 2017-10-18

Вопросы сознания. Сознание-время Empty
СообщениеТема: Re: Вопросы сознания. Сознание-время   Вопросы сознания. Сознание-время 4empty10Чт Дек 14 2023, 11:10

Я сейчас просто дам короткий комментарий к рисункам.   На первом рисунке, как мне сейчас представляется, это порядок разворачивания Я-рефлексии во времени (имеется ввиду, внутреннем времени Ego cogito, или сознании-времени). Хорошо видно, что оно идет по кругу.

Потом вспышка круга, картинка 2. И затем сразу фон "скачком" меняется и после этого  буквально сразу переходит к более насыщенной образами картинке. На картинке они смотрятся как облака, но на самом деле это были просто неровные, локальные сероватые пятна, одновременно возникает первая эмоция. Затем появляется переживание глубины (как первое проявление свойства бесконечности) и соотвественно, картинка начинает уже восприниматься "пространственной".

* Далее, рефлексию, Транцендентальное Я и другие вопросы по теме буду рассматривать по книге Э. Гуссерля "Картизианские медитации (КМ).

Mymkin поставил(а) лайк

Вернуться к началу Перейти вниз
sashka

sashka


Сообщения : 2966
Дата регистрации : 2017-10-18

Вопросы сознания. Сознание-время Empty
СообщениеТема: Re: Вопросы сознания. Сознание-время   Вопросы сознания. Сознание-время 4empty10Пт Дек 15 2023, 11:34

(7) Сам Декарт, характеризовал свой метод «Ego cogito, ergo sum» как метод ясного света, подразумевая под этим полную очистку Я от всего, что способно вызвать сомнение, то есть оставляя только подлинное, истинное основание для познания.

Но, тем не менее, Гуссерль,  взяв за основу это абсолютное начало Декарта,  все же делает поворот в его учении, утверждая трансцендентальное Ego как основу познания.

В чем причина и в чем состоял этот поворот? В чем разница между трансцендентальным Я и чистым Ego чистых cogitations Декарта?

Этот поворот случился не внезапно, он был исторически обусловлен самой философией учения Декарта, которое само по себе сделало уже великий поворот в философии, провозгласив своей целью создать подлинную универсальную науку как первоначало всех наук.
Были трудности и логического и методического характера, выявленные в самом учении, разными философами. Гуссерль, учитывая эти моменты, при этом сохраняя основную цель  учения, поворачивает метод таким образом, чтобы привести в логическое соответствие цель и метод исследования. Он называет этот поворот радикальным.

Все эти моменты отражены в философской литературе, я выражу своими словами то как я понимаю этот поворот (коротко):

Если посмотреть на само состояние Ego cogito – то, действительно, виден в этом состоянии огромный потенциал для исследования сознания. Но в то же время, видно, что «отодвинувшись» от всех вещей, вызывающих сомнение, мы действительно погружаемся в исследование самых первоначал. В то же время, под этим подразумеваются те первоначала, на которых предстоит сформировать универсальное философское учение как основу наук, как первую основу познания мира. Но за счет какой связи с этим миром у него есть возможность это сделать?  В учении Декарта Ego cogito продолжало оставаться отдельной сущностью.  При том, что значимый мир субъекта как его бытие был субъективным  отражением мира, который тоже был сам по себе мир.
 
И Гуссерль, провозгласив девизом к учению «Назад, к самим вещам!»,  радикально поворачивает Ego cogito к миру. К тому значимому для субъекта миру, который включает и мир объективных для него предметов и всех смыслов, других людей, а также все воспоминания, ожидания, фантазии..., словом, весь этот жизненный поток, значимый для субъекта, существующий только в его восприятии и только для него.  Но данный не в непосредственном переживании, а как рефлексивно данный мир с точки зрения Ego cogito,представленный уже как феномен этого мира, а все явления как его феномены. И, поскольку речь идет об исследовании сознания, то есть, сознающий субъект должен быть отделен от исследуемого акта сознания, то сделать это возможно только получив этот акт в виде феномена.

И само  Ego cogito, «обращенное» к этому миру и изначально несущее в себе этот феноменальный мир, называется трансцендентальным Я.

КМ §8 :

Может создаться впечатление, что речь идет об известной для многих «позиции наблюдателя».

Гуссерль пишет об этом так:  « Таким образом, при последовательном проведении феноменологической редукции ноэтически для нас пребывает открытая, бесконечная, чистая жизнь сознания, а на стороне ее ноэматического коррелята —  подразумеваемый мир, чисто как таковой. Так, феноменологически медитирующее Я может стать не только в частностях, но и универсально незаинтересованным зрителем себя самого и всей заключенной в нем объективности, которая для него существует, причем  так, как она для него существует.
Очевидно, можно сказать: Я как естественно ориентированное Я есть всегда также и трансцендентальное Я, но узнаю я об этом только благодаря осуществлению феноменологической редукции.
Только благодаря этой новой установке я вижу, что вселенная и, таким образом, все естественно существующее вообще, существует для меня только как значимое для меня в соответствии со своим смыслом, как cogitatum моих меняющихся и связанных друг с другом в этих изменениях cogitationes; и только  в качестве такового оно имеет для меня значимость.
В соответствии с этим я, трансцендентальный феноменолог, в качестве темы своих универсальных дескриптивных исследований, как в отношении единичных, так и в отношении универсальных связей, имею предметы  исключительно как интенциональные корреляты соответствующих модусов сознания
». (КМ §15 (5-30))

*Может я не совсем здесь точно понимаю, но, как мне кажется, что это не совсем тот зритель в традиционном понимании его пассивности и буквальной отстраненности созерцателя. Если мы говорим об исследователе, то речь скорее идет об активном, мыслящем зрителе, активно синтезирующем новое знание через опыт  и расширяющем свой горизонт познания.

vasilisa и Ивия поставили лайк

Вернуться к началу Перейти вниз
sashka

sashka


Сообщения : 2966
Дата регистрации : 2017-10-18

Вопросы сознания. Сознание-время Empty
СообщениеТема: Re: Вопросы сознания. Сознание-время   Вопросы сознания. Сознание-время 4empty10Пн Дек 18 2023, 14:19

(8 )
Прежде чем перейти к рефлексии, нужно рассмотреть схватывание – как основной инструмент акта сознания.  Но и прежде этого, необходимо сделать одно принципиально важное пояснительное отступление, касающееся пространственно-временных условий  реализации этих актов.

Я напишу очень очень коротко (очень грубо и очень приближенно), стараясь выразить основные мысли (которые буду излагать, понятное дело, в своем понимании), впоследствии, возможно, эти моменты снова будут обговариваться в соответствии  с обсуждаемыми темами:

1. Темпоральность – это свойство, способность сознания обнаруживать последовательность событий в опытах самих актов сознания.
2. При изучении работы сознания есть различие между объективным пространством-временем, привязанным к воспринимаемым предметам и внутренним сознанием-временем, относящимся к сфере переживаний - квази-пространственно-временной континуум.

3. Объективное пространство и время – в котором существует  действительный мир действительных вещей –  трансцендентны по отношению к воспринимающему сознанию,  это феноменальный  мир феноменов.
Сама объективность (одушевление) которых (внимание!) происходит в момент схватывания.

То есть возникновение феномена и объективизация (одушевление) феномена происходят вместе.  Возможно (посмотрим далее) как предпосылка и составная часть рефлексии. Рефлексия далее ( как протенциально-ретенциальный ряд) лежит в основе  построения (конституирования) квази-пространства-времени протекания сознания.

3. То есть, сама объективизация - это часть процесса протекания сознания. Но с точки зрения конкретного положения сознания это два различных пространства-времени: объективное (хронологическое, то есть привязанное к самим вещам-феноменам) и внутреннее (имманентно-текучее).

*Трансцендентальное Я, имманентно объективируясь в феноменальный мир, наполняет жизненным потоком квази-пространство-время - сознание я.

vasilisa и Mymkin поставили лайк

Вернуться к началу Перейти вниз
sashka

sashka


Сообщения : 2966
Дата регистрации : 2017-10-18

Вопросы сознания. Сознание-время Empty
СообщениеТема: Re: Вопросы сознания. Сознание-время   Вопросы сознания. Сознание-время 4empty10Вт Дек 19 2023, 09:50

"...Тональная точка в своей абсолютной индивидуальности удерживается в своей материи и временной позиции, но лишь последняя конституирует индивидуальность". (Э. Гуссерль "Феноменология внутреннего сознания времени")

Но лишь последняя конституирует индивидуальность...  Нет, это не чтиво, это просто волшебный сад откровений.

*Однако, я забежала вперед. Сегодня утром, задумавшись над тем - а как, собственно, происходит переход от имманентного феноменального мира Я к квазипространству-времени потока сознания я? Точнее даже сказать, каким образом Я вдруг становится я??
Ну и что что объективизация. Мало ли. Ну и созерцай себе дальше этот объективированный феноменальный мир своим абсолютным Я-теперь.
Как же так получается, что Я становится вдруг я?

Для ответа на этот вопрос пришлось уйти в другую книжку Гуссерля - "Феноменология внутреннего сознания времени".

** Дальше тему схватывания, индвидуации я, формирование темпоральной материи и почему "пророчество - это воспоминание о будущем" продолжу пока по этой книжке.

Mymkin поставил(а) лайк

Вернуться к началу Перейти вниз
sashka

sashka


Сообщения : 2966
Дата регистрации : 2017-10-18

Вопросы сознания. Сознание-время Empty
СообщениеТема: Re: Вопросы сознания. Сознание-время   Вопросы сознания. Сознание-время 4empty10Вт Янв 09 2024, 10:58

(9)

Вопросы сознания. Сознание-время A10

Комета используется Гуссерлем как пример конституирования сознанием временного объекта.    На этом примере можно увидеть наглядно формирование фаз:

Ядро – момент  схватывания Теперь-данности ( ощущение актуального предмета, явления)  сознанием  (его еще можно назвать Теперь-сознанием, импрессиональным сознанием или первичным впечатлением). Речь идет о том текущем-в-настоящем моменте когда внимание схватывает явление/предмет (трансцендентное, имманентное) в текущий настоящий Теперь-момент.

Сразу же к первичному впечатлению присоединяется ретенция (хвост кометы) – первичная память, ретенциальное сознание. Ретенциальное сознание реально содержит  сознание прошлого (первичную память ядра), не разлагается на ощущение и схватывание в качестве памяти.
Ретенция непрерывно погружается в прошлое, необходимо и неизменно (но не бесконечно)  изменяясь и модифицируясь.

Переход от  ядра к ретенции формирует (конституирует) восприятие. В данном случае ядро – это нечто вроде идеальной границы (например, как «красный» в восприятии красного цвета), но осуществимой только в максимальном приближении.  Четкого перехода от Теперь-данного к ретенции (от ядра к хвосту кометы) нет, граница все время движется между Теперь и ретенцией, между первоначальным впечатлением и первоначальной памятью.

То есть, актуальное восприятие собирается на основе ощущений как презентация. Первичная память (ретенция) как воспроизведение,  репрезентация. Ретенция всегда отсылает к первичному впечатлению.

От ретенции (первичная память) строго отделяется вторичная память (воспоминание). Она может появиться после того как исчезает первичная память.

vasilisa поставил(а) лайк

Вернуться к началу Перейти вниз
sashka

sashka


Сообщения : 2966
Дата регистрации : 2017-10-18

Вопросы сознания. Сознание-время Empty
СообщениеТема: Re: Вопросы сознания. Сознание-время   Вопросы сознания. Сознание-время 4empty10Вт Янв 09 2024, 13:51

(10)

«...Точка-источник», начиная с которой начинается «производство» длящегося объекта, есть первичное впечатление. Это сознание схватывается в постоянном изменении: постоянно  изменяется живое тональное Теперь (как осознающееся , «в» сознании)   [нечто] бывшее; все новое тональное Теперь постоянно сменяет [Теперь], перешедшее в  модификацию. Однако, когда сознание тонального Теперь, первичное впечатление, переходит в  ретенцию, то сама эта ретенция опять-таки есть Теперь, есть актуально существующее. В то время как она сама актуальна (но не актуальный Тон), она есть ретенция бывшего тона. Внимание может быть направлено на Теперь: на ретенцию; оно может, однако, быть направлено на ретенциально осознанное: на прошедший тон. Каждое актуальное Теперь сознания подлежит однако закону модификации. Оно изменяется в ретенцию ретенции, и так постоянно. Соответственно этому, образуется такой устойчивый континуум ретенций, что каждая последующая точка есть ретенция для каждой предыдущей. И каждая ретенция есть уже континуум…»   ( Феноменология внутреннего сознания времени (ФВЗС) §11 (15-25))

Сознание времени в данном случае осуществляется и в форме связности, преемственности ретенций, то есть континуумическим характером  ретенций, но и тем, что ретенциальное сознание Теперь-точки не исчезает  вместе с исчезновением импрессионального сознания соответствующей теперь-точки, но продолжает существовать, непрестанно модифицируясь и отдвигаясь в прошлое, вплоть до потери ощутимости.
Вернуться к началу Перейти вниз
sashka

sashka


Сообщения : 2966
Дата регистрации : 2017-10-18

Вопросы сознания. Сознание-время Empty
СообщениеТема: Re: Вопросы сознания. Сознание-время   Вопросы сознания. Сознание-время 4empty10Ср Янв 10 2024, 13:51

(11)

Рефлексируя, все вышесказанное можно охарактеризовать как единственный поток, Форма которого «…состоит в том, что Теперь конституируется посредством импрессии и что к последней присоединяется хвост ретенций и горизонт протенций.  Эта непреходящая форма несет, однако, сознание постоянного изменения, которое есть первичный факт: сознание изменения импрессии в ретенцию, в то время как здесь постоянно снова присутствует импрессия; или же в отношении к Что импрессии, — сознание изменения этого Что, в то время как только что еще осознанное как «теперь» модифицируется в характер «только что бывшего».  При таком понимании, следовательно, мы приходим — как мы ранее обозначили — к вопросу о сознании-времени…»

* Протенция  - ожидание, «… осуществление которого ведет к настоящему».

Далее обсудим кратко опосредование первичной памятью (ретенцией) первичное впечатление (импрессию), а также воспоминание и фантазию как модусы работы сознания.
Вернуться к началу Перейти вниз
sashka

sashka


Сообщения : 2966
Дата регистрации : 2017-10-18

Вопросы сознания. Сознание-время Empty
СообщениеТема: Re: Вопросы сознания. Сознание-время   Вопросы сознания. Сознание-время 4empty10Ср Янв 17 2024, 13:13

(12)

Если ретенция – это первичная память настоящего (самоданного) момента, то воспоминание в противоположность этому является вторичной памятью, воспроизводством, репродукцией настоящего.
 
Ранее говорилось о том, что акт конституирования временного объекта (9) похож на комету. Временной объект, полученный  в результате восприятия-ретенции + непрерывные модификации, отодвигающиеся (продолжающимися схватываниями воспринимающего сознания)  в прошлое, сопровождающийся спонтанными воспоминаниями (в свою очередь также модифицируемые в материи временного объекта) – непрерывный, связанный, единый процесс.
Его единство – в самой материи временного объекта, его единой  идентификации сознанием.  

Механизм генерации (конституирования) воспоминания аналогичен механизму акта восприятия+ретенции (ВР), разница в том, что первое строится на действительном Теперь (презентация), а воспоминание строится на прошлом моменте (репрезентация).
Еще отличие в том, что ВР, создавая своим актом  временной объект (самим переходом (модификацией) из настоящего в прошлое), не производит при этом длительности этого объекта, воспоминание создает временную длительность. В первичной памяти мы имеем данность длящихся предметов, в отличие от воспоминания – где схватываем данность самой длительности, самой последовательности. Сознание последовательности А-Б (А,Б – первичные впечатления (ретенции)) возникает вместе с появлением воспоминания А  определенной длительности (Б следует за А как промежуток между двумя длительностями).
Вернуться к началу Перейти вниз
sashka

sashka


Сообщения : 2966
Дата регистрации : 2017-10-18

Вопросы сознания. Сознание-время Empty
СообщениеТема: Re: Вопросы сознания. Сознание-время   Вопросы сознания. Сознание-время 4empty10Чт Янв 18 2024, 11:01

(13)

Память

Прежде чем далее продолжить рассматривать механизм «воспоминание», здесь сделаю небольшое отступление: как,  в каком виде в данный момент мне представляется вообще «память» исходя из моего понимания того как это изложено в книге. Другими словами описанные в ней механизмы работы сознания я бы сейчас хотела подвести под «память». То есть, сознание я сейчас в каком-то смысле просто заменяю словом «память».

Итак, вначале - первичное впечатление (ядро кометы, импрессивное сознание), переходящее в ретенцию (первичная память). И здесь возникает первый элемент конструкта: «…Ретенция конституирует живой горизонт Теперь, в ретенции я имею сознания «только что прошедшего», однако при этом конституируется - … только отодвигание назад Теперь-фазы, или, соответственно, окончательно сконституированной и в этой окончательности, уже более себя не конституирующей и более не воспринимаемой, длительности.»  Далее возможно «воссоздание» этого временного объекта, это уже будет воспоминание, включая сознание длительности.
Ретенция означает собой свершившееся восприятие данности, конституирование временного объекта. Как только внимание переключается на следующее, очередное впечатление, временной объект «отдвигается» в прошлое, но не дискретно, а связанно непрерывно конституирующимся общим единым полем сознания за ретенцией выстраивается шлейф вторичной памяти - это остается содержательно абсолютным, но претерпевает постоянную модификацию, как в отношении временной позиции, так и в силу связи единого поля, где каждая точка (временной объект) которого – временной континуум.

Наверное, приближенно и схематически я могла бы представить себе это так:


Вопросы сознания. Сознание-время 113



Еще мне это напоминает рост дерева:

Вопросы сознания. Сознание-время 213



Образы пространства-времени в образе колеса, кругового вихря, сферы или даже жернова часто возникали у меня в практике (из Дневника НеОСов Сашки "На краю вечности" (стр. 1-2)):

Вопросы сознания. Сознание-время 312


Или, наверное, можно было бы представить себе это так (на фото черная дыра):


Вопросы сознания. Сознание-время 410




Отличие сознания от памяти в таком виде будет состоять в том, что память – это, если так можно выразиться,  материя времени, а темпоральная единица сознания – это живой момент жизни сознания, абсолютно и тождественно сохраняющийся во времени…

vasilisa поставил(а) лайк

Вернуться к началу Перейти вниз
sashka

sashka


Сообщения : 2966
Дата регистрации : 2017-10-18

Вопросы сознания. Сознание-время Empty
СообщениеТема: Re: Вопросы сознания. Сознание-время   Вопросы сознания. Сознание-время 4empty10Пн Янв 22 2024, 10:15

(14)

С этой точки зрения, воспоминание, обращаясь к памяти,  инициирует параллельный поток сознания. И если ретенция исходит из переживания Теперь, непосредственного восприятия, то воспоминание, наоборот, приводит к переживанию настоящего момента, точнее, переживанию в настоящем (Теперь) репродукции этого переживания.

Двойная интенциональность воспоминания.

Инте́нция (лат. intentio — «намерение; стремление») — направленность сознания, мышления на какой-либо предмет.

Двойственность интенции воспоминания заключается в следующем:

С одной стороны, воспоминание осуществляется в целостном потоке всех предшествующих связанных  событий сознания прошлого  (целый взаимосвязанный поток отзвуков, ожиданий, воспоминаний, каждое явление и событие этого потока представляет собой в свою очередь пространственно-временной комплекс), а с другой стороны - поток формируется в условиях единой интенции: «…Воспоминание существует в постоянном потоке, а не только соединяется в цепь звено к звену. Скорее каждое Новое воздействует обратно на Старое, его идущая вперед интенция осуществляется и при этом определяется и придает репродукции определенную окраску. Здесь обнаруживается, следовательно, a priori необходимое обратное действие. Новое указывает опять на Новое, которое вступает и определяет себя, модифицируя для старого репродуктивные возможности и т.д.»

Это единая интенция, «…которая отнесена ко множественности взаимно связанных предметностей и которая приходит к осуществлению в их обособленной и многообразной постепенной данности», комплексная интенция как существенная составная часть каждого трансцендентного восприятия, его «задний план», пространственно-временной фон каждого схватывания, лежащего в основе конституирования самого «Длящегося с его Теперь, Прежде, После».
Вернуться к началу Перейти вниз
sashka

sashka


Сообщения : 2966
Дата регистрации : 2017-10-18

Вопросы сознания. Сознание-время Empty
СообщениеТема: Re: Вопросы сознания. Сознание-время   Вопросы сознания. Сознание-время 4empty10Вт Янв 30 2024, 09:02

(15)

Некоторые априорные законы времени

1. Если две или более первичные данности берут начало в одном и том же Теперь, то они будут идентичны с т. з. временной позиции и будут и далее сохранять свою одновременность в протекании.

2. Соблюдение закона транзитивности: если а раньше в, то в позже а.

«…То, что временные позиции имеют расстояния, что последние суть величины и т.п., это можно здесь схватить с очевидностью…»

3. К априорной сущности времени принадлежит: а) непрерывность временных позиций; б) гомогенность абсолютного времени.

Непрерывность и гомогенность конституируются «в потоке модификаций в прошлое и в постоянно бьющем источнике определенного Теперь…, точке-источнике темпоральных позиций вообще».

4. «…ощущение, схватывание, принятие определенной позиции… все это сопричастно одному и тому же потоку, и что объективированное абсолютное время с необходимостью есть идентично то же самое, что и время, которое принадлежит ощущению и схватыванию. До-объективированное время, которое принадлежит ощущению, фундирует с необходимостью единственную возможность объективизации временной позиции…».


Вернуться к началу Перейти вниз
sashka

sashka


Сообщения : 2966
Дата регистрации : 2017-10-18

Вопросы сознания. Сознание-время Empty
СообщениеТема: Re: Вопросы сознания. Сознание-время   Вопросы сознания. Сознание-время 4empty10Ср Янв 31 2024, 10:03

(16)

Уровни конституирования временного потока:

«1.  вещи опыта в объективном времени (где нужно было бы еще разделить различные уровни  эмпирического бытия, которые до сих пор не принимались в расчет: вещь опыта отдельного субъекта, интерсубъективно тождественная вещь, вещь физики);
2. конститутивные многообразия явлений различных уровней, имманентные единства в  доэмпирическом времени;
3. абсолютный темпорально-конститутивный поток сознания».

(17)

Абсолютное сознание (абсолютный темпорально-конститутивный поток сознания)

Абсолютный темпорально-конститутивный поток сознания предлежит всякому конституированию.
Конституируемый поток сознания – это длящееся единство индивидуального объекта (имманентного или трансцендентного), т. е.  существующего во времени и каждая фаза которого тождественна самой себе (изменение фазы означает ее переход в другую фазу, например, фаза движения переходит в фазу покоя).  

Совершенно противоположен этому  поток абсолютного сознания – как  поток постоянного изменения. В определенном смысле он «абсурден», поскольку «протекает так как протекает, и не может протекать ни «быстрее», ни «медленнее»».

Это не процесс:   здесь нет ничего, что изменяется;  здесь  нельзя говорить о чем-то, что длится;  нельзя найти нечто, что больше не изменяется в длительности.

«Этот поток есть нечто, что мы называем так по Конституируемому, но он не есть нечто  темпорально «Объективное». Это есть абсолютная субъективность, и имеет абсолютные свойства того, что следовало бы образно назвать «потоком», что берет начало в актуальной точке,  первичной точке-источнике, «Теперь» и т. д. В актуальном переживании мы имеем первичную точку-источник и непрерывность эхо-моментов. Для всего этого не хватает названий.»  (ФВЗС) §36 (25)

(18)

«Мы должны всюду различать: сознание (поток), явление (имманентный объект), трансцендентный предмет (если первичное содержание не есть имманентный объект).
 
В каждом сознании есть «имманентное содержание». Все эти «акты», «суждения», «интенциональные переживания» есть «…поток, в котором конституируется имманентное временное единство (суждение, желание и т. д.), которое имеет свою имманентную длительность и, возможно, протекает более или менее быстро. Эти единства, которые конституируются в абсолютном потоке, существуют в имманентном времени, которое есть одно [время], и в нем имеют место некоторое Одновременное  и равнопротяженная длительность (или, возможно, та же самая длительность, а именно, для двух имманентных одновременно длящихся объектов), и далее, некоторая определяемость в соответствии с Прежде и После».
Вернуться к началу Перейти вниз
sashka

sashka


Сообщения : 2966
Дата регистрации : 2017-10-18

Вопросы сознания. Сознание-время Empty
СообщениеТема: Re: Вопросы сознания. Сознание-время   Вопросы сознания. Сознание-время 4empty10Пн Фев 05 2024, 13:37

(19)

Ретенция – это интенциональность собственного рода. Это не акт сознания, это само мгновенное сознание истекшей фазы, удерживание в схватывании, и в то же время основа для ретенциального сознания последующей фазы.  Благодаря этому существует возможность обратить на нее внимание в некотором новом акте – рефлексии (внутреннее восприятие).

То есть, ретенции  сами по себе не являются актами, но благодаря их присутствию в цепи опосредуемых интенций, конституируются единства длительностей, которые являются объектами ретроспективных актов. Таким образом, благодаря ретенции сознание может быть сделано объектом.
Объектом начальная фаза переживания может стать только через ретенцию и рефлексию (или репродукцию).  «Сознание с необходимостью есть сознание в каждой из своих фаз…  Ретенция неосознанного содержания сознания невозможна».

Первичное впечатление как основа, начало первичного сознания, первичный источник, из которого непрерывно порождается все другое (ретенции, модификации, имманентное единство,  рефлексии, репродукции, воспоминания, акты  темпорально-конститутивного континнума…). «…Оно само не производится, оно возникает не как порожденное, но через genesis spontanea, оно есть первичное сотворение… Если говорят: к Теперь, которое модифицируется в Не-Теперь, непрерывно присоединяется новое Теперь, или оно порождает, из  него проистекает совершенно внезапно источник, то это суть образы. Можно только сказать: сознание ничто без первичного впечатления».
Вернуться к началу Перейти вниз
sashka

sashka


Сообщения : 2966
Дата регистрации : 2017-10-18

Вопросы сознания. Сознание-время Empty
СообщениеТема: Re: Вопросы сознания. Сознание-время   Вопросы сознания. Сознание-время 4empty10Ср Фев 07 2024, 13:13

Что касается первичного впечатления: это первично порожденное как чуждое сознанию, оно воспринято в отличие от порождения собственной спонтанностью сознания.

«Своеобразие этой спонтанности сознания состоит, однако, в том, что она только осуществляет рост, развертывание первично порожденного, но не создает ничего нового. Конечно, то, что мы называем эмпирически становлением, производством, это относится к объективности и имеет место совсем в иной сфере. Здесь речь идет о спонтанности сознания, или, выражаясь более осторожно, о его первичной спонтанности».

Изначальный момент:  смотря о чем идет речь:

- о первоисточнике для соответствующего Теперь (как  содержание) – как первичное впечатление, первичная память, первичная фантазия и т.д.

- или как начальный момент фазы непрерывного ряда изначальных моментов в последовательности слоев, которые переходят друг друга; как первоисточник спонтанных продуцирований. В этом случае каждый изначальный момент помогает конституировать конкретную длительность.

Переход внутри слоев опосредуется «качественно» и в то же время   - темпорально:  квази-темпоральный характер есть постоянный характер.


(20)

Слой имманентных содержаний.

Абсолютный поток сознания конституирует слой имманентных содержаний.

«Эти имманентные содержания суть переживания в обычном смысле: данные ощущений (пусть даже незамечаемые), например, красное, синее и т. п.;  далее,  явления (явление дома, явление окрестности и т. д.), [все равно,] направляем ли мы внимание на них и на их «предметы» или нет; затем «акты» высказывания, желания, воления и т. д. и соответствующие репродуктивные  модификации (фантазии, воспоминания). Все это суть содержания сознания, содержания первичного, конституирующего временные предметы сознания».

Основное в имманентных содержаниях – это формирование временных связей посредством сущностных (не модифицированных) ретенций и протенций, как связь (указание на прошлое) с  предыдущей ретенцией и связь (указание на будущее) с последующей ретенцией (ретенция приходящей фазы). Это движение туда-обратно осуществляется именно в  актуальной фазе  текущего переживания. И еще важный момент: именно в слое имманентных переживаний образуются горизонты (смутные) прошлого и будущего.

«Эти «определенные» ретенции и протенции имеют смутный горизонт, они переходят, протекая, в неопределенные, относящиеся к прошлому и будущему протеканию потока, благодаря которым образуется актуальное содержание единства потока».

Под имманентным переживанием подразумевается очевидность индивидуального существования.

«…все вопросы, которые касаются индивидуального существования, могут найти свой ответ только через возвращение к восприятию, которое дает нам индивидуальное существование (Existenz) в строжайшем смысле…Если речь идет об имманентном содержании, а не об эмпирических вещественностях, то в восприятиях всецело и полностью должно реализоваться: Длиться и Самоизменяться, Сосуществовать и Следовать друг за другом, и [это] действительно достаточно часто реализуется. Это происходит в восприятиях, которые суть чисто созерцающие восприятия, конституирующие длящиеся или изменяющиеся содержания как таковые в строжайшем смысле; восприятия, которые в себе самих не содержат более никакой возможной проблематичности: к ним нас приводят все вопросы о происхождении [содержаний сознания], однако они сами  исключают дальнейшие вопросы о происхождении. Ясно, что очевидность внутреннего восприятия, о которой столь много говорилось, очевидность cogitatio, потеряла бы всякое значение и смысл, если бы мы захотели исключить временную протяженность из сферы очевидности и истинной данности».

Вернуться к началу Перейти вниз
sashka

sashka


Сообщения : 2966
Дата регистрации : 2017-10-18

Вопросы сознания. Сознание-время Empty
СообщениеТема: Re: Вопросы сознания. Сознание-время   Вопросы сознания. Сознание-время 4empty10Вт Фев 27 2024, 09:40

(21)

Конституирование не-темпоральных трансценденций

Помимо пространственно-временных конструкций (представляющих собой конституированное имманентное единство предметного сознания) сознание может представлять собой вневременные конструкции.  «Так, судящее сознание о некотором математическом положении дел есть импрессия, но математическое положение дел, которое «присутствует»  как однородное в своем единстве, не есть [нечто] временное; акт суждения не есть акт представления настоящего (или воспроизведения)».  Акт суждения может длиться во времени, но не обсуждаемое. Также процесс воспроизведения суждения: длится обсуждение, но не обсуждаемое. Например еще, положение дел может просто «мыслится», но не в модальности веры. И модальность веры не совпадает с временной модальностью: Настоящее-Ненастоящее, но пересекается с ними.

Причем неважно, возникает ли суждение в фантазии или в качестве синтетически-схваченной идеи в восприятии в настоящем.

Сознание о положении вещей, или представление о положении вещей, хотя и относятся к сфере представления настоящего и его модификаций, но это не есть «изображающее представление» в собственном смысле, но в некотором производном. Положение вещей не есть нечто временное, но есть нечто существующее во времени:  вещь или процесс. Сознание времени здесь относится не к положению дел, а  к его «вещи».

«То же самое действительно и в отношении всех других фундированных актов и их коррелятов. Ценность не имеет временной позиции. Временной объект может быть красивым, приятным, полезным и т. д., и это может быть в определенное время. Но красота, привлекательность и т.д. не имеют никакой позиции в природе и во времени. Они не есть [нечто] являющееся в актах представления настоящего или в воспроизведениях».

Вернуться к началу Перейти вниз
 
Вопросы сознания. Сознание-время
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Вопросы сознания. Начало.
» Комментарии к теме "Вопросы сознания"
» Наше сознание может быть побочным эффектом энтропии
» Вопросы по картографии
» Время признак сна

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Мир снов :: Общалка :: Наука и сны-
Перейти: